суббота, 1 января 2011 г.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами; осуществляет его специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами выделяется объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансов по их сферам, выделяют следующие группы объектов управления:
– финансы предприятий (учреждений, организаций);
– страховые компании;
– государственные финансы и др.
Им соответствуют следующие субъекты управления:
– финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений);
– страховые органы;
– финансовые органы и налоговая администрация и др.;
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.
Субъекты управления используются в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное планирование представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения намеченных задач.
Контроль, как элемент управления, осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.
Различают стратегическое или общее управление финансами и оперативное.
Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Оно осуществляется органами государственного и экономического (хозяйственного) управления: Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров, Президентом Украины, Министерством финансов и др.
Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных советов, дирекцией внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т.п.
В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне прямого управления со стороны государства, поскольку часть финансовых ресурсов формируется и используется здесь их собственниками в соответствии с их же интересами. Государство осуществляет влияние на эту сферу общественных отношений лишь через налоговую политику, регулирование финансового рынка, амортизационную политику, систему поддержки частного бизнеса и т.п.  В действительности осуществляется не управление со стороны государства, а влияние через финансы на реализацию финансовой политики.
В сферу непосредственного государственного управления входит только государственные финансы.
Необходим научный подход к управлению финансами в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений. При выборе управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. учитываются: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами.
Особое место в финансовом механизме занимает финансовое право – совокупность юридических форм, регламентирующих финансовые отношения. Оно осуществляется с помощью финансового законодательства, представляющего собой совокупность финансово-правовых документов разного юридического уровня. В их состав входят: законодательные акты, постановления правительства, указы Президента, инструкции Министерства финансов и др. Они регулируют финансовые отношения в обществе, связанные с выполнением задач и функций государства, а также образованием и использованием финансовых ресурсов.
Финансовое право, как и другие элементы финансового механизма динамично. Развитие финансового законодательства происходит путем упорядочения, обновления и унификации законодательных актов по финансовым вопросам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий